Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему в нём научились, а в том, какими мы благодаря ему становимся. О. Уайльд Цели работы: 1. Углубление, расширение полученных знаний на уроках литературы, музыки. 2. Создание атмосферы творчества, способствующей развитию творческих функций личности обучающихся. Задачи работы: 1. Приобщение к сокровищам мировой художественной культуры. 2. Знакомство с тремя чудами из «Сказки о царе Салтане». 3. Вдохновить на активизацию своего творческого потенциала. Актуальность работы Современные ученики не любят слушать классическую музыку, не понимают её. Данная работа поможет ребятам через «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина погрузиться в чарующий мир классической музыки. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально – эстетическому воспитанию надо вести систематически. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное воспитание, богаче становятся переживания. Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неоднократных условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры. В произведениях классической русской литературы – А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, В.Г. Короленко - очень ярко показана сила воздействия музыки на человека, ее способность в определенные моменты сближать людей в едином настроении, переживании, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти. Музыка создается профессионалами. Нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он доступен. Произведения, используемые в работе с обучающимися, должна отвечать следующим требованиям: - быть высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств; - эмоционально насыщенными; - содержательными и занимательными по сюжету; - мелодичными; Человек не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в которых вырабатывается потребность в них, и предъявляются требования к их развитию. Приобщение к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания обучающихся, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы обучающиеся приобретают умение слушать музыку, запомнить и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У них развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности. Дети познают прекрасное и через чтение произведений русских писателей. Это, прежде всего, А. С. Пушкин, который создал огромный художественный мир. Каждый из нас находит в этом мире что-то своё, что-то очень близкое себе. Начинается этот мир со сказок Пушкина. Ф. М. Достоевский писал: «Всемирная отзывчивость Пушкина и способность совершенного перевоплощения его в гении чужих наций… исходит совершенно из нашего народного духа, а, стало быть, Пушкин в этом-то и есть наиболее народный поэт». Понимание народности литературы самим Пушкиным многогранно. Поэта волновали такие её проявления, как популярность и всечеловечность. Поэт связывал народность не только с языком, историей и бытом, но главное – с внутренним миром, духовной сущностью народа. Пушкин советовал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка». В русской сказке Пушкин ценил многие черты, связанные с самовыражением народа, своеобразием его художественного мышления: «живописный способ выражаться» и «весёлое лукавство ума», здравомыслие, « русское раздолье языка». По признаку стиля их можно разделить на две группы, которые создавались почти параллельно. Во-первых, сказки с народнопоэтической стилевой основой: «Сказка о Медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке». Во-вторых, сказки-поэмы, в которых более выражено литературное начало: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы Пушкина, как своеобразное величие невесты-красавицы, выражение переполнивших поэта чувств. Незадолго до создания сказки он писал: «Я женат – и счастлив». Пушкинская сказка поэтична, и она вдохновляет многих композиторов на создание музыкальных произведений: Б. Шереметьева, П. Чайковского. М. Глинку,Р. Глиера, М. Мусоргского, А. Даргомыжского… Н. Римскому-Корсакову оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки. Композитор три чуда описал в звуковых картинках, да так ярко, что, слушая музыку, мы живо представляем себе волшебный город Леденец с златоглавыми церквами, с теремами и садами, а в нём – Белку, что» при всех грызёт золотой орех», могучих богатырей и прекрасную Царевну-Лебедь. Симфоническая картина «Три чуда» представляет собой трёхчастную оркестровую сюиту, где каждому из чудес посвящена отдельная часть. Фанфарные сигналы объединяют пьесы и обрамляют всю сюиту. Основная часть 1 чудо Использовав в прологе к «Руслану и Людмиле» образ чудесного кота, Пушкин не стал вводить его в «Сказку о царе Салтане». Вместо кота появилась белочка. Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поёт, Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд. Вся художественная основа сказки восходит к фольклору: бесхитростные рифмы (поёт- грызёт, не простые – золотые), уменьшительные суффиксы (песенки, орешки, скорлупки), фантастические истоки красоты (Все скорлупки золотые, /Ядра – чистый изумруд). Эмоциональный голос Пушкина ощущается в каждом слове, особенно многообразны его комические формы. …приставлен дьяк приказный Строгий счёт орехам весть, Отдаёт ей войско честь. Князю прибыль, белке честь. Композитор Римский-Корсаков в своём музыкальном произведении точно следует за шутливым пушкинским текстом, в котором поэт упоминает известную народную песню: Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладёт И с присвисточкой поёт При честном при всём народе: Во саду ли, в огороде. Мелодия проста по ритму, но в обработке композитора она сложна и прихотлива. Он украсил тему лёгкими узорами, и ритмический рисунок принял озорной характер. (Фонозапись симфонической картинки Римского-Корсакова «Три чуда»). 2 чудо Литературное мастерство Пушкина замечательно проявилось и в формуле, изображающей богатырей. Создавая фантастическую картину превращения морской стихии, поэт ввёл слова, обозначающие движение и звучание, подчеркнул их живописной аллитерацией: вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет, разольётся в шумном беге. Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге. Создавая картину кипящего моря, Римский-Корсаков изобразил волны быстрыми пассажами струнных и деревянно-духовых инструментов в низком регистре, а завывание и свист ветра –хроматическими гаммами флейт и гобоев в высоком регистре. На этом фоне звучит героическая тема богатырей, выходящих из глубин морской пучины... Её поёт дружный «хор» медных инструментов. И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, Старый дядька Черномор С ними из моря выходит И попарно их выводит, Чтобы остров тот хранить И дозором обходить. (Фонозапись симфонической картинки Римского-Корсакова «Три чуда»). 3 чудо Самым замечательным явилось введение в «Сказку о царе Салтане» образа Лебедя. Идеализируя личное отношение к жене, Пушкин сделал этот образ художественным центром сказки. За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Это – внутренний голос влюблённого Пушкина. В народной сказке невеста (или жена) обычно является помощницей героя, выполняет за него трудные задачи. Но самое ценное в этом образе то, что она непременно красавица и царевна. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава, А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Пушкин стремился психологизировать сказочные образы и с этой целью привлекал выражения из народных песен. «Что тих, как день ненастный, Опечалился чему?», «Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца…» В оркестровой картине эта мелодия певучая, тихая – пропевая гобоем. Аккомпанемент рисует море, но теперь оно спокойнее. Глядь – поверх текущих вод Лебедь белая плывёт. Затем, словно встрепенувшись, «взлетает» ввысь вторая тема Лебеди чисто с причудливым рисунком. Её лёгкие узоры сотканы из хрупких пассажей. Тема Лебеди, словно в зеркале вод, отражается в россыпи оркестровых красок. Но постепенно рождается новая песенная мелодия. Так композитор рисует превращение сказочной птицы в прекрасную царевну: песенная тема звучит в струнной группе, а затем мощно – в духовых инструментах. Тут она, взмахнув крылами Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась. Так лирическая песня превратилась в гимн красоте, добру. Это кульминация симфонической картины. Из сохранившихся планов будущих изданий известно намерение Пушкина изменить название сказки на «Царь – Девица» или «Царевна Лебедь» Это указывает на то, что он ощущает особое сюжетное значение образа Лебедя среди других персонажей сказки. (Фонозапись симфонической картинки Римского-Корсакова «Три чуда»). Заключение Художественные образы музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино всегда содержит нравственный элемент в самих себе – в своём содержании, в своём существе. Вот почему художественное произведение всегда есть нерасторжимое единство двух начал – эстетического и нравственного. Даже в самых простеньких сказках, песенках, картинках, с которых начинает формироваться отношение к важнейшим нравственным проблемам самых маленьких малышей. Можно сказать, что искусство помогает ребёнку делать свои первые шаги в мир нравственности ещё до того, как он самостоятельно сделает свои первые шаги по земле. Д. Б. Кабалевский Литература 1. Сказки русских писателей. М. «Детская литература», 1988. 2. Т. В. Зуева. Сказки А. С. Пушкина. М. «Просвещение», 1989. 3. С. Я. Маршак. Заметки о сказках Пушкина. М., 1990. 4. А. Г. Гукасова. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. М, 1973. 5. А. С.Пушкин и русская музыкальная культура. Иваново, 1998. 6. О. Л. Дмитриева. Учебное музыкальное пособие. 7. Ю. Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М, 2002. 8. А. И. Зимина. Основы музыкального воспитания и развития. М, 2000. 9. Фонозапись симфонической картинки Римского-Корсакова «Три чуда».
20 Ноябрь 2011, 09:14
I feel so much hpapier now I understand all this. Thanks!